Курганское региональное отделение Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов
 
+7 (3522) 45–75–04
+7 (3522) 45 - 86 - 47
E-mail: veteran45-oblsovet@rambler.ru
Курган,
Рихарда Зорге,39
 22 каб. 27 каб. 22а каб. 2 этаж

Недетские рассказы о военном детстве…

17.08.2021
Рейтинг

С каждым годом среди нас всё меньше участников и свидетелей тех героических лет, когда россияне отстояли на фронтах Великой Отечественной светлое будущее ныне живущих поколений. Светлую память о фронтовиках и тружениках тыла мы храним в наших сердцах, и о тех, кто еще ребенком перенес ужасы войны.

Сегодня мы расскажем о Екатерине Сафоновне Махневой жительнице города Макушино, уроженке Виннинской области, Улановского района села Большой Острожек.

Екатерина Сафоновна родилась 28 августа 1943 года в крестьянской семье. Ее родители: отец Сафон Васильевич Мазур и мама Анна Михайловна работали в колхозе. В семье былотри дочери, Катя была третьим ребенком. Мама работала свинаркой на свиноферме. Когда началась война папу на фронт не взяли по состоянию здоровья, у него было очень плохое зрение. Екатерина о войне знает из уст мамы.

Екатерина Сафоновна рассказывала: когда шла война, немцы зашли к ним в село стали хозяйничать, забрали скот, гусей, кур, что было на крестьянских дворах. Немцы зашли к нам в хату, мама нас прятала на печи. Кто – то из немцев дал нам шоколадку. Нас не тронули.

Мужнин, которые не ушли на фронт, в том числе и папу, немцы под дулом автомата угнали из деревни. Дальнейшая судьба папы нам неизвестна. Толи в концлагерь их забрали, а возможно расстреляли. Так без вести пропал мой папа. Я маленькая долго ждала его. У нас на кухне у окна была лавка, я вставала на лавочку смотрела в окно и думала, что вот придет мой папа и принесет мне бутылочку молока и ботиночки, которые стучат. Но так и не дождалась. Мечту осуществил мой крестный, он подарил мне ботиночки, о которых я мечтала. Мама была молодой и красивой женщиной, в ту пору ей не было и тридцати лет. Однажды к ней привязался немец, кое - как она от него скрылась. С тех пор, мама одевалась в старую потрепанную одежду, мазалась сажей и делала горб, чтобы на нее не обращали внимания немцы.

Из нашего села Большой Острожек, нас погнали в другую деревню, что находилась ближе к линии фронта. Это было на Рождество. Мама рассказывала, что зима была теплая, дорога грязная, вязкая. Кое - какие вещи забрали с собой, сложили в обоз на лошадь. Мы шли пешком. Старшей сестре было семь лет, ее нагрузили продуктами, средненькой четыре года, за плечами у нее был кузовок с сухарями. Меня мама несла на руках. Идти было трудно, шли долго. Оксана, средненькая сказала, что больше не может двигаться. И обратилась к маме: «Маменька, миленькая оставь меня, оставь здесь! Я устала!» Дошли до стога сена, мама спрятала ее там, наказала, чтобы сидела тихо и ждала, когда за ней вернется. До деревни было уже недалеко. В деревне Лозна попросились к одной старушке, она пустила в хату. Мама оставила меня со старшей сестрой Галей у нее, а сама пошла, искать Оксану. Уже поздно ночью мама вернулась к бабушке с Оксаной.

Мы так и жили у этой доброй бабушки – старушки до тех пор, пока нас не освободили русские солдаты. После изгнания немцев с Винницкой области мы вернулись в родное село. В нашем доме у немцев была конюшня. Пришлось дом приводить в порядок чистить, мыть и убирать. После войны мама по-прежнему работала в колхозе свинаркой. Работа была тяжелая, работали за трудодни. В колхозе, по мимо основной работы, на каждую семью давали по полтора гектара свеклы. В наших краях выращивали сахарную свеклу. Мы ухаживали за ней, летом пололи, осенью выкапывали и сдавали на сахарный завод. За это давали на трудодни и сахар. Но сахар мы не ели, мама продавала его на рынке, для того чтобы купить продукты для нас. Были куры, но яйца тоже сдавали. Нам мало что доставалось.

Работали на току, в период уборочной компании. Помню, были высокие вороха хлеба. Я прибегала маленькая и крадучись от всех набирала за пазуху горстки зерна. Бежала домой высыпала. Мама, конечно, этого не видела и не разрешала. Мама на работу, а я- на ток. Собирали колоски и сдавали в колхоз. Даже за колоски ссылали, было строго в то время. Я не понимала, что за это могли сослать и мою маму.

Трудное послевоенное детство было у нас, но мы учились в школе. В первый класс мне очень хотелось пойти. Одежды практически не было. Сапожки были у меня кирзовые и маловатые в них я, и пошла в школу. Помню в начальных классах даже босиком бегала в школу. Закончила я в родном    селе среднюю школу. В 1956 году я уехала в Одессу, там жила моя старшая сестра, была она уже замужем. В Одессе в 1964 году я повстречала своего будущего мужа Махнева Николая Дмитриевича. Родом он был с Макушино, там, в Одессе проходил службу. В Одессе мы поженились, справили свадьбу. После демобилизации я вместе с ним приехала в Макушино. Николай Дмитриевич работал на станции в контактных сетях электромехаником с этой организации он ушел на пенсию. Я поначалу работала в детском саду нянечкой, затем до пенсии работала контролером Энергонадзора. Вместе с Николаем Дмитриевичем вырастили двух детей. дочь живет в Одессе, сын в Кургане. У Екатерины Сафоновны два внука и два правнука.

До пенсии, ездили к маме пока она жила в Винницкой области, вспоминает, Екатерина Сафоновна, каждый год ездили в Одессу к сестре. Мама последние годы доживала у нее.

Горькие воспоминания о войне всплывают часто. И можно сказать, что дети войны взрослели быстро. И еще вернее сказать: «Мы не из детства, мы – из войны!». Многим детям не повезло. Угнанные с родителями в Германию, тысячами гибли в концлагерях и газовых камерах. А вот нас, всех троих, спасла и вырастила наша мама Анна Михайловна. Низкий поклон ей. Помнить все - это главное для всех нас. И пусть дети и внуки не испытают наших бед. Пусть берегут и ценят мир на земле.

 

Галина Шадрина, председатель Макушинского районного Совета ветеранов

 

 

Возврат к списку