Письма с фронта в музее- это уникальные экспонаты. Голоса из прошлого, голоса тех, кому не суждено было вернуться с поля боя, а ведь они верили в победу и жили там под пулями, думая о доме, о своих родных.
Все письма начинаются с приветствия и перечисления всех родных и знакомых, с пожеланиями здоровья и благополучия. В этом ярко выражена вера в победу и желание бойца вернуться к мирной жизни. В одном из писем солдат советует о том, как распорядиться с хозяйством: какую корову оставить, а какую заколоть на зиму. Забота, тоска по родным в каждой строчке, в каждом письме. « Пожалуйста, пришлите мне ваши фотографии, я на вас перед боем буду смотреть, и мне будет не так тоскливо»- написал боец Градов своей дочери Зиночке. « Лида, ты молодец, что вступила в комсомол, теперь ты должна выполнять много задач поставленных комсомолом и это теперь главное в твоей жизни»- такие наставления даёт брат с фронта.
20.10.1943 г. было написано это стихотворение
« На память отцу»
Придёт тот день, и мы вернёмся.
Придёт тот час, когда опять
Мы в семью нашу возвратимся,
Ты будешь нас опять встречать.
Построим жизнь тебе как надо,
Получишь ты себе покой.
Сейчас же мы помочь не можем,
Идём за счастье наше в бой.
Как трудно быть отцом в то время,
Когда не знаешь, жив ли сын.
Так знай отец, в любых сраженьях
Не опозорю я седин.
И пусть считают, что погиб я.
Не верь тем слухам, я вернусь!
Приду к тебе ты, только жди.
Пусть знают все семью Петровых
И жизнь для них вся впереди!
Эти стихотворные строчки послал домой боец Михаил Петров 27 января 1944 г он погиб от ран. Не дождались его родители, а в музей его письма передала мама - Акулина Устиновна. Письмо с тёплыми пожеланиями и уверениями в скорой Победе получила Александра Яковлевна Рудой от своего мужа : « А я на фронте в борьбе с фашистами- немецкими оккупантами ещё утрою свою месть и буду их уничтожать до последней гитлеровской собаки…» Письма из дома были на фронте для бойцов радостью и как они сами писали «праздником». Многие просили выслать фотографии из дома. Очень редко в письмах жаловались, понимая , что в тылу тоже трудно живётся. Есть письма с откровенными рассуждениями о жизни и смерти. Вот такими размышлениями поделился Лёня Колов со своим братом Иваном.
« 8 января 1944 года
Брат Ваня, Здравствуй!
Предаю тебе свой привет, наилучшие пожелания и своё солдатское спасибо! Твои письма для меня редкость и составляют нечто вроде праздника. С их получением, становится отрадней на душе, и сразу узнаёшь, что нужно жить и есть для чего жить. Для одной встречи не жалко прожить лет десять, а потом ещё лет пятнадцать за потерянное во время войны. Ни походы, ни битвы, ни ранения, ни постоянная угроза смерти не могут заставить забыть о том, что вся жизнь впереди, что есть для чего бороться и есть для кого жить. Вроде недавно расстались с тобой, а прошло то уже три с половиной года. Вот присмотришься к жизни внимательно, а пролетает время золотое, дни молодые, видишь, что вся твоя жизнь и молодость обагрены кровью, ты до сих пор не приспособленный человек к жизни и к человеческому обществу - зло неисчислимо льётся из всего существа твоего. Думаешь: « На кой чёрт нужна слава, богатство, и т.п. дребедень! Ведь жизнь одна и судьба её решается сейчас». За жизнь и жизнь отдать можно, но нужно оговориться, что и самому хочется пожить, а не существовать. А мне всего лишь 21 год. И что будет дальше? А враг проклятый над родом человеческим глумится. Сколько он загубил таких жизней» Митька Шамандрак погиб, Егор Терещенко тоже . А сколько людей невинных ленинградцев погибло! Стариков и женщин! Но он не унимается, бьёт по городу безжалостно. Ежедневно взрывает, убивает, уродует мирных людей. Я говорю о себе, значит, я имею ввиду многих, с такой же долей. Мстить за всё буду!. За кровь свою дважды пролитую, за отца с матерью – за их преждевременную старость, за народ, за Ленинград, за Родину! Нет покоя мне, и не будет пока враг не добит. О себе забыть нужно и о жизни своей могу сказать она по - военному всем обеспечена.
Ну, пока! Жму руку! С приветом твой брат Лёня.»
Он не вернулся домой. Скупые строки Книги Памяти гласят «… Колов Леонид Григорьевич умер в полевом госпитале 3 мая 1944 г.»
Хранятся письма в музее. Здесь последний адрес для тех, которые уже не кому предать. Многие семьи хранят эти реликвии – это живая память. Современная техника даёт нам возможность скопировать для музея и получить новые сведения о доблестных защитниках Отечества. Мы благодарны родственникам, которые приносят в музей целые альбомы копий документов, фотографий. Никто не забыт, ничто не забыто! Да будет так!
(По материалам мемориального исторического музея с. Звериноголовского)
Методист по краеведению отдела культуры Звериноголовского района Н.Жильцова